Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
02.06.2017 Газета Ельниковская ...

02.06.2017 Газета Ельниковская трибуна.Надеждино.Ромайкины

В Ельниковском краеведческом музее совместно с работниками Ельниковских архивов идёт сбор материалов для книги по истории населённых пунктов Мордовско-Маскинского, Надеждинского, Новодевиченского Новоникольского и Старотештелимского сельских поселений. В ходе этой работы выясняется много новых, ранее неизвестных фактов. Один из примеров – семья Ромайкиных, жившая в первой трети ХХ века в Надеждине.

Псаломщик Христорождественской церкви

Село Надеждино (Рубаево) раскинулось в живописном лесном родниковом краю. Накануне Первой мировой войны здесь жило более 2200 человек, действовали маслобойка, шерсточесалка, ветряная мельница, кузница, два кирпичных сарая, два торговых заведения, почтовое отделение, церковно-приходская школа.

В начале ХХ века в селе была возведена Христорождественская церковь деревянной постройки (предположительно, в 1903 году). Фамилия псаломщика Ивана Ромайкина впервые упоминается в церковной Метрической книге с ноября 1908 года (до начала 1915-го). Священником в 1908 году служил Фёдор Каменский, с 1909 года – Павел Аполлонов.

Ромайкин Иван Андреевич (1881-1973)  родился в селе Парки Краснослободского уезда (как и его жена), где окончил церковно-приходскую школу.  По достижении призывного возраста был призван на службу, которая совпала с русско-японской войной  1904-1905 годов, и был её участником. Дослужился до чина фельдфебеля (старший сержант современной армии). Не раз ходил в рукопашные схватки, о чём позднее рассказывал своим сыновьям. После демобилизации вернулся домой и привёз большую по тем временам редкость - ручную швейную машинку. Наталья, жена Ивана, быстро освоила диковину и обшивала односельчан, обращавшихся к ней с просьбами сшить обновку детям или праздничные наряды девушкам. Можем предположить, что переселение Ромайкиных в Надеждино связано с назначением Иван Андреевича в Надеждинскую церковь.


Иван Андреевич был сильным и волевым человеком, сумевшим постоять за себя. Из поколения в поколение в семье Ромайкиных передаётся такой рассказ. Однажды он ехал на санях по заснеженному лесу, и вдруг дорогу преградили два волка. Лошадь зафыркала и остановилась. Иван соскочил с саней, не выпуская из рук кнута.  И в то же мгновение налетел третий зверь, ухватившись зубами за полу  шубы. Иван не растерялся и изо всех сил полоснул волка кнутом. Не ожидая  отпора, хищник  отпустил тулуп и скрылся в чаще, а вслед за ним - остальные.

В семье Ивана Андреевича и Натальи Андреевны родилось четверо детей (из них трое - в Надеждине): сыновья Фёдор (1907-1924), Александр (1912-1940) и Иван (1914-1999), дочь Зинаида (1919-1944). Иван Андреевич исправно исполнял обязанности псаломщика. С 1915 (до 1917) года псаломщиком упоминается Павел Архангельский. Логично предположить, что Ромайкин был призван в армию и был участником Первой мировой войны.

Вернувшись в 1919 году в Надеждино, Иван Андреевич не отрёкся от веры, хотя  после Октябрьской революции 1917 года начались гонения на православную церковь. В начале 1920-х годов все служители религиозного культа надеждинской церкви были лишены избирательного права. Список «лишенцев» хранится в Ельниковском муниципальном архиве: священник Аполлонов (1871 г. р.), его дочь Клавдия Павловна (1910) и сын Серафим Павлович (1916); диакон Ромайкин Иван Андреевич и его жена Наталья, монахиня Бикишова Прасковья (1873) и монах Кузин Дионисий (1869).

В 1930 году здание церкви сгорело. Иван Андреевич уехал на строительство Горьковского автозавода. Как утверждает его правнук Иван, был раскулачен и лишён всего имущества (документов, подтверждающих этот факт, в архиве пока не обнаружено). На огромной стройке требовалось много рабочих рук, и она «поглощала» тысячи жителей Мордовии, покинувших насиженные места в силу разных обстоятельств. В Горьком Иван Андреевич работал разнорабочим (по некоторым данным – возничим при американских инженерах), однако в списках «лишенцев» Надеждинского сельского совета оставался вплоть до 1934 года.

Обладая глубоким чувством справедливости, Иван Андреевич начал добиваться восстановления избирательного права – и в феврале 1935 года добился! Это крайне редкий случай, когда служитель религиозного культа получил положительный результат – решение Президиума ВЦИК Советов о восстановлении избирательного права. Очевидно, для этого имелись очень веские причины. Его сын Иван пишет в автобиографии (1949 г.): «Мой отец до 1928 года занимался сельским хозяйством с перерывом по военной службе с 1914 по 1919 год, одновременно служил псаломщиком при Надеждинской церкви». Этот документ подтверждает, что Иван Андреевич был участником Первой мировой войны, видимо, и Гражданской. Вероятно, участие в последней и стало одной из причин восстановления избирательного права; другой – изменение социального статуса: к моменту написания прошения во ВЦИК Иван Андреевич был рабочим Горьковского автозавода.

Военный хирург


Иван, сын Ивана Андреевича, в 1930 году окончил Первомайскую среднюю школу 9-летку (так написано в документе), вернулся в Надеждино и до 1933 года работал учителем начальных классов в школе. Столь юный возраст начинающего  учителя (16 лет) не вызывал удивления в те годы: до начала массовых выпусков учителей Краснослободским педучилищем, многие сельские учителя таковыми и были.

В 1933 году Иван уехал в Горький и поступил работать, как и отец, на строительство автозавода. Иван Иванович пишет в автобиографии: «С 1933 по 1936 год работал на автозаводе им. Молотова в должности слесаря и диспетчером по авто эксплуатации». С детства Иван мечтал стать врачом, и 1936 году его мечта сбылась: он поступил учиться в Казанский медицинский институт, имевший славную историю и репутацию одного из лучших мединститутов СССР (основан в 1814 году). В 1940 году, будучи студентом выпускного курса, перевелся в Горьковский мединститут.

В июле 1941 года Иван Иванович получил долгожданный диплом об окончании института по курсу хирургии. Война предопределила дальнейшую судьбу молодого врача. С августа 1941 года он служил в должности младшего  военврача  922-го артиллерийского полка 355-й стрелковой дивизии, с марта по август 1942-го – хирурга 444-го МСБ (медико-санитарный батальон) той же дивизии, в марте-апреле 1942 года прошёл курсы военно-полевой хирургии. Летом 1942 года в боях на территории Калининской области дивизия понесла большие потери и была расформирована.

Дальнейшее место службы Ромайкина И. И. – 445-й ОМСБ 357-й стрелковой дивизии, которая после тяжёлых боёв до октября 1942 года находилась на переформировании и входила в состав Московской зоны обороны. Находясь в ОМСБ с 1 августа, он провёл большую организационную работу и подготовил 60 санитаров-инструкторов.

С 13 декабря 1942 года дивизия участвовала в штурме города и крепости Великие Луки. В мае 1943 года военврач 2-го ранга Ромайкин был награждён орденом Красной Звезды. Из наградного листа: «Во время марша дивизии в исключительно тяжелых условиях обеспечил медицинскую помощь и возврат в строй более  600 бойцов и младших командиров. Во время великолукской операции он был назначен командиром приемно-сортировочного взвода. При перемене места дислокации всегда одним из первых развертывал пункт сортировки для приема раненых. В деревне Креплянка в непогоду, будучи больным, при температуре в 39 градусов, отказался уйти со своего поста, работал сутками, не выходя из палатки».

В апреле 1944 года майор медицинской службы, командир 445-го ОМСБ Ромайкин, награждён орденом Отечественной войны II степени. В наградном листе отмечалось, что он хорошо поставил работу батальона. За период боевых действий с октября 1943 года медицинский персонал хирургически обработал 4071 раненого, 4023 раненых эвакуировал на дальнейшее лечение в госпиталя, возвратил в строй 788 бойцов и офицеров.

Войну Ромайкин И. И. закончил в должности начальника ХППГ №661 1-го Прибалтийского фронта, и был награждён вторым орденом Отечественной войны II степени. Читаем наградной лист: «Госпиталь  за время наступления сворачивался и разворачивался 6 раз и обеспечил оказание квалифицированной хирургической помощи более 4000 раненым бойцам и офицерам. Наряду с большой организационной работой по сортировке и эвакуации, тов. Ромайкин  многих раненых консультирует лично и принимает участие в лечении. К выполнению любого задания относится исключительно добросовестно и в этом духе воспитывает подчинённый состав. В госпитале имеется 32 активных донора, которые в любой момент дают кровь. Тов. Ромайкин пользуется у подчиненного состава уважением и деловым авторитетом».

День Победы военврач Ромайкин встретил в Кёнигсберге, но война для него не закончилась. Ему пришлось воевать и с тем неприятелем, с которым в самом начале ХХ века воевал его отец - редкий случай, когда отец и сын участвовали в двух войнах с Японией. Госпиталь вошёл в состав Забайкальского фронта и в течение месяца боевых действий (9 августа-2 сентября) его медперсонал оказывал медицинскую помощь раненым бойцам и командирам, дойдя до Порт-Артура. Майор медицинской службы Ромайкин награждён  медалью «За победу над Японией». Уже после войны ему присвоено звание подполковника медицинской службы.

Главврач


Демобилизовался майор медицинской службы  Ромайкин в мае 1947 года, будучи начальником лазарета 1-й учебно-танковой бригады. К этому времени он был женатым человеком. Свою жену, Нину Васильевну, встретил на фронте. Нина Изместьева родилась  в городе Кирове в 1919 году, после окончания средней школы поступила учиться в педагогический институт. В начале войны окончила курсы медсестёр – и на фронт. Её боевой путь начался в декабре 1941 года в должности медсестры приёмно-сортировочного взвода 444-го ОМСБ 355-й стрелковой дивизии. Свои обязанности выполняла добросовестно, её имя занесено в Книгу почёта «Боевое Сталинское племя».

20 августа 1942 года старший сержант медицинской службы Изместьева была представлена к награждению орденом Красной Звезды. Наградной лист подписали политрук, командир батальона и главный врач, но вышестоящие командиры решили иначе: наградили медалью «За боевые заслуги». Читаем наградной лист: «Во время пребывания батальона в д. Коптеловка Смоленской области выполняла задание командования по эвакуации на самолеты тяжело раненых. В течение 2-х недель под огнем противника с воздуха медсестра Изместьева ежедневно быстро и четко подготовляла к погрузке на самолет до 60 человек раненых.

У деревни Кузьмино, работая сестрой в одной из палат, где сосредоточено свыше 90 человек тяжело раненых, и ожидавших эвакуации, в момент подхода к деревне противника, сумела благополучно эвакуировать всех раненых. Последние 20 человек  раненых были эвакуированы в тот момент, когда вражеские танки уже вошли в деревню и вели интенсивный огонь».

Затем Нина была переведена в 445-й ОМСБ 357-й стрелковой дивизии, где судьба и свела её с хирургом Ромайкиным. Они поженились в 1943 году, 14 июля 1944 года в семье Ромайкиных родился сын Валентин, будущий хирург (Саранск). После его рождения Нина Васильевна демобилизовалась и жила в Кирове. Супруги Ромайкины  прожили душа в душу 56 лет. И в этом есть своя закономерность: они столько пережили в военные годы и ценили каждый прожитый мирный день, дорожили друг другом.

Большинство военврачей, прошедших через военные госпиталя, стали первоклассными специалистами. Их опыт был чрезвычайно востребован больницами сёл и городов,  испытавших острую нехватку квалифицированных специалистов в годы войны. Ромайкин И. И. получил назначение на должность главврача Теньгушевской районной больницы, Нина Васильевна стала работать учительницей начальной школы. 

В 1952 году Иван Иванович был переведён главным врачом и ведущим хирургом Зубово-Полянской районной больницы и оставался им 23 года. Нина Васильевна преподавала химию и биологию в школе, потом перешла на работу лаборанта–химика в больнице.

Именно здесь Ромайкин Иван Иванович достиг вершин своего профессионального мастерства. Зубово-Полянская больница стала одной из лучших в Мордовии по организации лечебного дела. В годы его работы введены в эксплуатацию здания инфекционного и туберкулёзного отделений, административное здание и квартиры для врачей. В 1956 году Ивану Ивановичу было  присвоено звание «Заслуженный врач Мордовской АССР», в 1973 – «Заслуженный врач Российской Федерации».

В одной из статей Зубово-Полянская райгазета писала о нём: «Вся его жизнь была посвящена исцелению людей. Потому что душа у него была такая, чувствующая чужую боль, потому что он врач от Бога. И тем самым снискал огромное уважение коллектива и пациентов. Хотя хирургу, поневоле причиняющему боль, нужно обладать своеобразной душевной броней, но за полувековую деятельность у Ромайкина она не стала непробиваемой».

Семья Ромайкиных была дружной и большой: в 1951 году родился сын Александр (военный пенсионер, Саранск), в 1955 – двойни Надежда и Наталья. Они живут в рабочем посёлке Зубова Поляна. Наталья Ивановна работала врачом-лаборантом в больнице, Надежда Ивановна окончила педучилище, работала на заводе и администратором гостиницы.

Зубовополянцы с глубоким уважением относятся к памяти Ромайкина И. И., замечательного врача и человека. В знак признания его заслуг на здании районной больницы установлена мемориальная доска. Теперь о нём и его замечательной семье узнали и жители Ельниковского района.


Авторы выражают благодарность за помощь в сборе материалов Бабину А. А. - главврачу Зубово-Полянской райбольницы, Гречишникову М. П., Ромайкиной Н. И. и Ромайкину Ивану, внуку Ромайкина И. И.

Е. Никишова, музей, Е. Замотаева и О. Харитонова, архив.  

1 из 8
2 из 8
3 из 8
4 из 8
5 из 8
6 из 8
7 из 8
8 из 8