Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
Торфяницы

Торфяницы

В довоенные, военные и послевоенные годы многие девушки и молодые женщины из сёл и деревень ездили на торфоразработки. В народной молве они остались «торфушками», хотя в рабочих документах назывались торфяницами. После завершения сезона они возвращались домой с определённой суммой денег и большим багажом - рулонами сатина и ситца, полушалками, посудой и даже с бочками солёной селёдки. «Мануфактура» частично шла на подарки многочисленной родне и на новые наряды себе, частично продавалась.

Как-то забылась экономическая значимость труда торфяниц на добыче торфа. В действительности они, по сути, обеспечивали топливом важные промышленные объекты. Пример тому – Балахнинская электрическая станция близ города Горького. Строительство станции началось в начале 1920-х годов по плану ГОЭЛРО. Называлась она НиГРЭС (Горький тогда ещё назывался Нижним Новгородом) и питала промышленные предприятия города, ставшего важнейшим промышленным центром.  

Станция работала на торфу. Уже в 1924 году на Чернораменском болоте началась промышленная разработка торфа для обеспечения электростанции. Недостатка в рабочих руках не было, как в 1920-е, так в 1930-е и 1940-е годы, когда из-за системы трудодней в колхозах сельское население фактически не имело денег.  В 1934 году НиГРЭС была доведена до своей  предельной мощности, и стала самой крупной электростанцией на торфяном топливе в СССР и во всем мире.

Торфяницы из Ельниковского района работали на торфяных болотах Белоруссии, Урала и Шатуры под Москвой, но в своем большинстве – в Балахне. Становкина Елена Александровна (1943 г. р., Новые Пичингуши, в девичестве Надеева) рассказала: «Девушки и молодые женщины Новых Пичингуш составляли три бригады. Мне тоже довелось поработать на торфу.  Сезон обычно длился шесть месяцев. Производственный процесс состоял из следующих видов работ: разливка торфяной массы по картам; после первичной просушки - укладка торфяных брикетов в «змейки», чтобы приподнять их с земли; складывание в клетки - «колодец»; переклетка - верхние ряды перекладываются вниз, нижние - наверх.

Нам выдавали спецодежду - резиновые «чуни», поверх которых надевали лапти. На пальцах -  резиновые напалечники, которые подвязывались на запястье руки. Бригадиром одной из бригад была Кувшинова Надежда Дмитриевна, опытная «торфушка»: ездила на торф лет семнадцать. В её бригаду входили Аверкина А. Ф., Аверкина Е. В., Бакашкина Е. Т., Кидяева А. М., Кидяева Е. М., Кидяева Е. Н., Кувшинова Н. Д., Кувшинова А. Ф., Мартышкина М. В., Мартышкина М. С., Поверинова Е. М., Романова А. И., Мелёшкина М. М., Мелёшкина А. П., Романова Е. С., Костина Л. Я., Цыганова А. И.,  Шершенова А. Ф. и другие По вечерам, особенно по выходным дням, веселились от души, пели мокшанские песни и частушки, плясали под балалайку.


Малозёмова Мария Михайловна (1939 г.  р., в девичестве Горбатова): вспоминала: «Отец мой, Горбатов Михаил Гордеевич, погиб в начале войны. Во второй половине 1950-х мы с матерью стали строиться  в Покатове. Вот и пришлось мне уехать на торф.  Три сезона  работала  на торфу в Белоруссии.  Когда поехала туда первый раз, одета была бедно и обута в лапти. Вышла из вагона – и в лужу. Иду по перрону, следы от лаптей в клеточку остаются. Вербовщик видит, что люди на меня оглядываются и говорит: «Давай зайдём в магазин, куплю тебе галоши». Зашли и купили. Я лапти сняла, онучи немного спустила и надела галоши. Жили мы в  здании клуба  в посёлке «20 лет Октября».  Платили за работу нам деньгами, которые я высылала матери. Так потихоньку и построили себе дом».

Богатырёва (в девичестве Вельдина) Мария Ивановна, тоже жившая в Покатове, дополняет воспоминания Малозёмовой М. М.: «У нас в Покатове было три балалаечника. От нашего дома они жили на другом краю.  Помню, приехала я с торфа и купила себе новые кирзовые сапоги. Начистила их до блеска. Собралась вечером на улицу. Выхожу из дома, а на другом конце деревни уже играют балалайки. Кто-то из девчат пришёл в лаптях, кто-то в галошах, а я в сапогах! Ох, и плясала я в тот день! Одеты были не как сейчас, намного хуже, но парни нас любили».


И ещё одно воспоминание, которое оставила Гребешечникова Анна Терентьевна, последняя жительница Лысой Горы: «На торф ездили вместе с девушками из Желтоноговских Выселок. Работа там была тяжёлая, но мы хорошо за неё получали. Домой возвращались на товарных поездах. С собой привозили алюминиевую и эмалированную посуду, ситец. Покупали вскладчину даже солёную рыбу в больших бочках, закупоренных дощечками. В вагон бочку еле закатывали. В Ковылкино нас встречали на лошади. Дома бочку открывали, рыбу делили поровну, угощали родных, частично продавали».


Когда всматриваешься в  лица «торфушек» на фотографиях, в очередной раз убеждаешься в жизнелюбии и стойкости нашего народа. Труд на разработках физически тяжёлый, но мы не видим измождённых женщин. Может быть, они скрывали усталость, чтобы не волновать родных. На некоторых фотографиях торфушки прикрывают руки букетами сирени или просто ветками деревьев – чтобы не бросались в глаза их потрескавшиеся от тяжёлой и грязной работы руки.

Макаев И. И., журналист и редактор районной газеты, писал: «Слова «торфушки» нет ни в одном словаре. Не слышно его и в разговорной речи. Ушло оно из нашего лексикона, вероятно, навсегда. Но было время, когда в нашей местности оно имело самое широкое хождение. С тех пор прошло немало лет. В корне изменился быт деревни, изменились и сами люди. Но, наверное, и сейчас не поздно вспомнить о тех девушках, которые назывались торфушками. И труд их был равен подвигу. И это говорится без всякого преувеличения».


Российские женщины… О них сказано и написано так много! Да, видно, далеко не всё. Они – великие труженицы, жертвенницы, хранительницы семей, любящие жёны и матери.

Уважаемые читатели газеты! В Ельниковском музее продолжается сбор материалов по истории населённых пунктов Мордовскомаскинско-Высельского, Надеждинского, Новодевиченского, Новоникольского и Старотештелимско-Высельского сельских поселений. История этих сёл и деревень войдёт во второй том трёхтомника «Ельниковцы». Книга получится гораздо интереснее, если Вы поделитесь своими воспоминаниями и фотографиями из Ваших семейных архивов. Ждём Вас в музее.

В настоящее время завершается печать первого тома (история сёл Стародевиченского и Новоусадского поселений).   Е. Никишова, музей.

1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7