Революционный вихрь 1917 года
1917 год - год 100-летия двух революций в России. Разделяем мнение тех историков, который считают их единым революционным вихрем, лишившим власти династию Романовых и Временное правительство.
События развивались стремительно. 24 февраля (по старому стилю) в Петрограде началась всеобщая забастовка, переросшая в вооружённое восстание. 26 февраля император Николай II издал указ о роспуске Государственной думы, видя в ней очаг революции. Совет старейшин Думы не подчинился указу. Лидеры думских фракций образовали Временный комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка (председатель — октябрист М. В. Родзянко). 2 марта комитет был преобразован во Временное правительство, которое возглавляли князь Г. Е. Львов и А. Ф. Керенский (заседало в Таврическом дворце).
Вечером 27 февраля в другом крыле Таврического дворца состоялось первое заседание Петроградского совета, который возглавил меньшевик Н. С. Чхеидзе. Большевиков в первом составе Петросовета не было. До переезда в августе 1917 года в Смольный ВЦИК Советов заседал в Таврическом дворце .
2 марта 1917 года император Николай II отрёкся от престола и власть перешла к Временному правительству. В России установилось Двоевластие, закончившееся 3 июля 1917 года установлением единовластия Временного правительства.
В уездах Пензенской губернии в марте к власти пришли в основном представители партий кадетов и октябристов, к лету 1917 года - эсеры. В Краснослободском уезде, в который входило село Ельники, комиссаром Временного правительства стал эсер Ремезов.
В августе 1917 года произошёл неудавшийся мятеж генерала Корнилова, осенью началась большевизация советов, 25-26 октября произошло вооружённое восстание в Петрограде и установление советской власти: председатель СНК В. И. Ленин, председатель ВЦИК - Я. М. Свердлов.
События 1917 года и наши земляки
Октябрьская революция заслонила собой другие события 1917 года, однако мы располагаем свидетельствами наших земляков о них. Этих свидетельств немного, но они ярко передают мировосприятие людей, живших в ту переломную эпоху и пытающихся понять, что происходит в стране.
Каразеев Антон Ильич (1896 г. р., Стародевичье), участник Первой мировой войны, пишет о Февральской революции: «Помню, в окоп пришёл поручик Быков и нам зачитал известие о том, что царя свергли. Сейчас Временное правительство. Приказал называть офицеров не ваше благородие, а господин прапорщик или поручик. И так нам показалось как-то неловко: царя нет, революция. Лично я, да и почти все солдаты, не знали тогда, кто такие большевики, меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры). Однако сразу у солдат поднялось настроение: теперь скоро мир и возвращение домой. Но ошиблись, зря заранее радовались. В июле месяце 1917 года Керенский сумел бросить часть армии в наступление. Мы имели временный успех, но были отброшены.
Правее города Тернополь есть местечко Заложде. Там меня ранило в левую ногу, в ступню, двумя пулями. Я был эвакуирован в город Тамбов. Пролежал два месяца на излечении. Потом на три месяца был отпущен домой. На этом и закончилась у меня империалистическая война».
Антонов Иван Семёнович (1888 г. р., Сбродовка) в 1917 году служил на Балтийском флоте во 2-ом Балтийском флотском экипаже (флотский экипаж приравнивался к сухопутному полку). 2-й флотский экипаж базировался в Петрограде на набережной Крюкова канала. Сохранилась фотография тех лет. Иван - справа: безупречный внешний вид, прекрасная выправка, красивое лицо. В конце 1917 года Иван Антонов должен был демобилизоваться.
Матросы экипажа участвовали в революционных событиях 1917 года. Позднее Иван Семёнович рассказывал своим родным и сельским мужикам о конце октября 1917 года: «Стало известно, что на наш корабль скоро прибудут некоторые члены Временного правительства, чтобы отплыть за границу. Сторонников правительства на корабле не было. Ночью большинство матросов сошли на берег и примкнули к революционному городу».
Экипаж был распущен в самом начале 1918 года, Антонов вернулся в Сбродовку. Семилетнее пребывание на флоте и жизнь в столице заметно изменили Ивана. Он грамотно рассказывал односельчанам о событиях в Петрограде, и его имя стало ассоциироваться с революционными преобразованиями. В самом начале коллективизации он одним из первых вступил в колхоз «Краснофлотец»: несмотря на слёзы домочадцев, взял под уздцы Орлика, серого в яблоках коня, и отвёл на колхозный конный двор.
Богомолов Семён Наумович (1898 г. р., Старотештелимские Выселки) в конце 1916 года был призван на службу в армию. С февраля по октябрь 1917 года служил в составе 1-го Гвардейского полка, расквартированного в Царском селе. В своей автобиографии Семён Наумович в графе об участии в боях в «старой армии» писал: «Участвовал против Корнилова на Петроградском направлении» - документ хранится в Ельниковском муниципальном архиве.
Крючков Дмитрий Иванович (Новоковыляйский Выселок Новоямской волости) невольно оказался в самом центре событий. На фронте он получил ранение ноги и в феврале 1917 года лечился в «Августейшем Ея Императорского величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны госпитале».
Февральская революция изменила жизнь Надежды, Марии, Натальи и Веры Кондаковых, дочерей стародевиченского помещика Н. С. Кондакова, умершего в 1908 году (жена его умерла в 1905 г.). Дочки Кондаковых воспитывались в Московском дворянском женском институте, который называли патриотическим, потому что только его воспитанницы носили форму цветов национального русского флага: белые кофточки, красные кушаки и васильковые юбки. После Февральской ревоюции 1917 года институт прекратил своё существование. К весне 1917 года сёстры переехали в Девичий Рукав в родительский дом (сохранился до сих пор). Местные крестьяне хранили добрую память о Кондакове Сергее Николаевиче: зла никому не делал, всегда давал советы по ведению хозяйства. Они посчитали своим долгом позаботиться о сиротах: засеяли ближайшие к ним поля, вырастили и собрали рожай с условием, что это лишь на один год. А потом грянула Октябрьская революция, после «Декрета о земле» девушки потеряли право собственности на имение.
Кашина Мария Васильевна (Ельники) оставила такие воспоминания о 1916-1917 годах: «В 1916 году закончила 8-й педагогический класс Краснослободской гимназии и была назначена заведующей Ново-Никольской школы. Тогда была только что выстроена светлая школа в два больших класса и квартира для учителя: большая светлая комната, спальня и кухня. Почему такая роскошь по тем временам? Да построил её помещик Ненюков, член земской управы и попечитель школы, для своей племянницы. Да племянница не променяла жизнь городскую. Жалование каждое 20 число месяца привозил член уездной управы, обыкновенно 5 золотых монет. В марте 1917 года, как тогда говорили – отречение от престола Николая II, а в октябре революция. Всё происходило на моих глазах - и разгром помещиков, и пожары».
По имеющимся данным, действительно, в 1917 году в нашей округе имели место погромы имений. 14-19 октября 1917 года крестьяне разгромили имение помещика Ненюкова при Уркатском хуторе. На 150-200 подводах увезли и разделили между собой хлеб, скот, производили рубку леса.
В октябре 1917 года крестьяне села Кабаново и прилегавших деревень разгромили экономию землевладельца и владельца мельницы Пономарёва. 18-25 ноября 1917 года был разгромлен хутор кулака Карпова при деревне Лепченке. В это же время крестьяне деревни Тумалейки разгромили и сожгли имение Пономарёва.
Изучение событий 1917 года продолжается. Архивные документы помогут нам в дальнейшем более полно рассказать о «революционном вихре» в нашем крае.
Е. Никишова (музей), Е. Замотаева и О. Харитонова (архив).