Война в семье Шмелёвых
В предвоенные годы в селе Ельники неподалёку от окраины улицы Зареки, со стороны выезда на Краснослободск, жила семья Никиты Николаевича и Евдокии Ивановны Шмелёвых. Супруги родились на исходе XIX века, Никита – в 1896 году, Евдокия – в 1898-ом. В 1919 году у них родился мальчик, наречённый Егором.
Никита ушёл на гражданскую войну, а когда вернулся домой, семья стала быстро пополняться: родилось ещё девять детей, но двое умерли в младенчестве. В начале коллективизации Никита вступил в колхоз. На трудодни прокормить большую семью было нелегко, и Шмелёвы одну часть своего пятистенного дома отдали под контору «Заготскот»: Евдокии удавалось иногда подоить дойную корову, приведённую для сдачи, иногда - взять ливер забитого скота.
Егор Никитович
Шли годы, дети росли. Сыновья – под стать отцу: высокие, широкоплечие, сильные. Егора, старшего сына, в ноябре 1939 года проводили на службу в Красную Армию, не думая, что вернётся он в отчий дом только через шесть лет. Егор окончил ускоренные офицерские курсы и стал разведчиком. Служил на северо-западном направлении.
Начало Великой Отечественной войны застало Егора под Ленинградом. Воевал в составе Волховского, Ленинградского и 3-го Прибалтийского фронтов. Награждён медалью «За отвагу». В январе и апреле 1944 года получил ранения, после выписки из госпиталей – снова на фронт.
В июле 1944 года лейтенант Шмелёв командовал взводом 78-й отдельной разведывательной роты 85-й стрелковой дивизии, которая громила врага в западных районах Псковской области и гнала его к границам Латвии. Взвод отличился в бою за освобождение Юрино, первым ворвался в населённый пункт и добыл важные штабные документы противника. В деревне Голубево освободил около ста мирных жителей, находившихся в подвале церкви. За мужество, проявленное в ходе этих боёв, лейтенант Шмелёв награжден орденом Красной Звезды. А в начале 1945 года получил в бою третье ранение.
Никита Николаевич
В то время, когда Егор защищал северную столицу, отец его сражался на дальних подступах к Москве. На фронт 45-летний Никита Николаевич ушёл поздней осенью 1941 года. Это была третья война рядового Шмелёва: он был участником войны с Финляндией (ноябрь 1939-март 1940).
В годы Великой Отечественной воевал в составе 73-го отдельного сапёрного батальона 50-й армии Брянского фронта, боевое крещение принял 13 января 1942 года в кровопролитных боях в районе Юхнова. В марте 1943 года соединения армии участвовали в Ржевско-Вяземской операции. 13 марта в бою за Зайцеву гору сапёр Шмелёв был тяжело ранен осколком мины в ногу. Эту гору солдаты называли высотой смертников: в ходе боёв она не раз переходила из рук в руки. Наши сапёры сделали подкоп, заложили взрывчатку, и взрыв был такой силы, что на несколько километров сдетонировали минные поля. Временно захватили у врага искорёженную взрывом высоту, но немцам удалось её отбить.
Позднее Никита Николаевич рассказывал сыновьям обстоятельства ранения. От разорвавшейся вражеской мины образовалась воронка, на дно которой взрывной волной от следующего взрыва бросило его боевого товарища. Никита сполз в воронку, чтобы оказать помощь и тут же сам получил ранение. Потом – госпиталь, длительное лечение, ампутация ноги ниже колена. Из госпиталя выписался в сентябре 1943 года инвалидом второй группы.
Михаил Никитович
Потери на фронтах влекли за собой всё новые и новые волны мобилизаций. С 8 января 1943 года воевал на фронте второй сын Никиты Николаевича Михаил, которому едва исполнилось 18 лет. Службу начал в 381-й стрелковой дивизии Калининского фронта, потом воевал в составе 130-й стрелковой дивизии.
В 1945 году Михаил служил в войсках 1-го Белорусского фронта. 14 января получил тяжёлое ранение головы, после выписки из госпиталя снова воевал. 24 апреля в ходе Берлинской операции ранен вторично, на этот раз легко. Награждён медалью «За отвагу».
После Победы служба Михаила не закончилась. Сержант Шмелёв, стрелок отдельного взвода отдела контрразведки СМЕРШ 105-го гвардейского корпуса, до 1946 года служил в составе Северной группы войск в городе Лигниц Нижнесилезского воеводства в западной Польше.
Евдокия Ивановна
Шмелёвы, отец и два сына, с честью исполнили свой долг перед Родиной: воевали отважно, домой вернулись с наградами, обильно политыми кровью.
А как жила, Евдокия Ивановна, многодетная мать, проводив мужа на войну? Младшим пятерым детям – от тринадцати лет до одного года, последним в 1940 году родился Вася. Помогали маме старшая дочь Татьяна, которой в 1941 году исполнилось 19 лет, да Михаил до ухода в армию в конце 1942 года. Хлебнула Евдокия лиха сполна, да ещё и контора «Заготскота» перешла в другое место.
Если бы ни корова, не подняла детей. Едва при доении кормилицы первые тугие струи молока ударяли в стенки ведра, маленькие Володя (1937 г. р.) и Вася оказывались возле мамы с кружками в руках.
Легче стало после возвращения мужа. Никита Николаевич смастерил себе деревянный протез, научился ходить с костылём и стал работать сторожем в заготконторе. Все домашние дела взял на себя. Тревога о воюющих сыновьях не покидала Евдокию, но теперь рядом муж: надежда, опора, добрый и сильный человек, активный, несмотря на инвалидность. Нрава он был весёлого, часто возле дома Шмелёвых собирались уличные мальчишки, которым так не хватало отцов, послушать рассказы дяди Никиты. Соседки частенько заходили: отбить косу, сделать черен для лопаты или граблей, да мало ли работы на селе для мужских рук? Даже крыши помогал перекрывать.
Семейные ценности
Никита Николаевич работал много, плёл лапти на продажу, вместе с женой и детьми ткал рогожные полотна для кулей. Отец учил младших сыновей Сашу, Володю и Васю тому, что умел сам, и никто в семье не сидел без дела. Дети понимали, что отцу физически трудно, жалели его и помогали во всём.
Володя, рослый в отца, уже с двенадцати лет работал, и не только в летние каникулы. Вместе с другими ребятами они гоняли гурты скота в Горький, Ковылкино и Саранск. Гуртоправ Русяев Егор ехал на телеге, ребятишки – верхом на лошадях, назад – вместе с гуртоправом.
В зимнее время приходилось гонять и гусей. Владимир Никитович рассказывает: «Всем известно выражение «подковать коня», но в то, что «подковать» можно и гуся, мало кто верит. А делали мы это так. Гусей большими партиями гоняли через Старые Пичингуши в Краснослободск по льду Мокши. Чтобы они не скользили, накануне загоняли их в стойло, освобождённое от овец. На гусиные лапки налипал жидкий навоз, а утром на морозе он замерзал. Перепонки покрывались защитным слоем, и гуси не скользили на льду».
В 12 лет Володя косил наравне с взрослыми, причём женщины-косцы просили его сделать первый ряд, уж очень ровным он получался у подростка – так отец научил. За обедом, тут же, на поле, мальчик чувствовал себя совершенно взрослым.
Дочери Никиты Николаевича и Евдокии Ивановны, Татьяна, Мария и Анастасия – великие труженица. Татьяна вместе с другими «торфушками» ездила на разработки торфа и после окончания сезона привозила домой «мануфактуру», ситец и сатин, из которых шили одежду для семьи. «Была нам, как вторая мать» - говорит Владимир Никитович. Потом Татьяна Никитовна работала на торфопредприятии в Ельниках.
Мария работала в колхозе на опытном участке, травы косила так, что за ней не все мужчины могли угнаться. Анастасия была дояркой на ферме и не раз избиралась депутатом райсовета.
Егор жил в Калининграде, бывшем Кёнигсберге, работал на руководящих должностях в госавтоинспекции. К старшему брату перебрался Александр, плавал на рыболовецких судах, часто бывал за границей. Василий живёт в Караганде, шахтёр.
Владимир Никитович (1937 г. р.) живёт по принципу «Где родился, там и пригодился». Перед уходом в армию окончил курсы шофёров в Саранске, служил в ГДР, после армии получил профессию автомеханика. Много лет занимал в Ельниках руководящие должности – председатель сельского совета, директор автохозяйства, председатель МСО. Человек основательный, ответственный и трудолюбивый (эти качества заложены в детстве отцом), на любой должности он добивался успехов, и руководимые им коллективы всегда были на передовых позициях.
Семья Шмелёвых – обычная российская семья, каких у нас множество. Именно на таких семьях, из которых выходят и воины, и хлеборобы, и рабочие, выросшие на лучших традициях народного воспитания, и держится Россия.
Е.В. Никишова – Ельниковский историко-краеведческий музей.