Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
Преображенская церковь в 1915 го...

Преображенская церковь в 1915 году

В начале ХХ века православная церковь, согласно действующему законодательству, занимала «первенствующее и господствующее положение». Её священнослужители являлись духовными пастырями примерно 70% населения многоконфессиональной Российской империи. В 1915 году существовало 67 епархий, в том числе и Пензенская.

«Клировная ведомость», ведение которой было обязательно с 1769 года,  составлялась при каждой церкви в двух экземплярах. Один оставался в приходе, второй передавался в консисторию – учреждение при архиерее по управлению епархией. «Ведомость» состояла из трех частей. В первую часть входили сведения о здании церкви, ее имуществе и доходах, о наличии школ и богадельни. Во вторую включался послужной список причта – имя служителей, их возраст, сословие, образование, награды, семейное положение. В третьей части давалась статистика по приходу.  

«Клировная ведомость» Преображенской церкви за 1915 год позволяет сделать вывод, что ее доходы не были особо велики, священнослужители имели соответствующее образование и были отмечены государственными наградами, некоторые происходили из церковных династий. Причт вел активную работу среди прихожан посредством кружков и обществ.

 

Согласно «Ведомостей» церковь построена в 1780 году «чаяниями бывшего помещика этого села Петра Черкасского». Здание каменное, с такой же колокольней, крыто железом, имеет три пристроя. Приход имеет 5 251 прихожанина четырех сел – Ельники, Александровка, Петровка, Софьино. По селам численность их составляет мужского и женского пола соответственно: Ельники – 1 347 и 1 454, Александровка – 560 и 638, Петровка – 219 и 263, Софьино – 367 и 403. Преосвященный (епископ Пензенский) последний раз посетил приход в 1857 году.

При церкви имелся дом для священника и сторожка. Годовой доход за 1915 год складывался из разных источников: от имеющейся у церкви земли 80 рублей,  от крестьянского банка – 2 билета по 200 рублей, кружечный доход – 1 961 рубль. На постройку кладбищенской часовни было пожертвовано денег в сумме 121 рубль. На хор певчих потрачено 170 рублей. Чтобы современный читатель имел представление о покупательной способности денег в тот период, поясним, что прожиточный минимум семьи из 4 человек составлял тогда 25 рублей в месяц. 

Преображенская церковь была двуклирной. Ее деятельностью управлял Церковный совет, состоящий из 15 человек. Совет наблюдал за порядком богослужений, за сбором пожертвований и организацией работы хора певчих. В штате числилось два священника, диакон, два псаломщика. Жалование священнослужителей из государственной казны составляло в год: у священника – 300 рублей, у диакона – 150, у псаломщика – 100.

Из «Ведомости» мы узнаем, что Священник Викторов Василий Степанович, пятидесяти одного года, протоиерей, был благочинным. Он - сын диакона, окончил курс Пензенской духовной семинарии. Службу начал  псаломщиком соборной церкви города Троицк (1884 год), в 1886 году рукоположен во священники церкви села Куликова и преуспел в сей церкви, одновременно будучи законоучителем в школе.

В 1888 году переведен в Покровскую церковь села Ельники, Семья состоит из жены Серафимы  (1866  г. р.) и дочери Лидии (1889  г. р.). В 1901 году утвержден в должности благочинного. За верную службу награжден в 1896 году медалью «В память царствования императора Александра III», камилавкой (головной убор красного, фиолетового или черного цветов), золотым крестом, в 1914 году – орденом Святой Анны III степени. Орден был учрежден в честь Святой Анны, матери Пресвятой Богородицы и давал право его обладателю на получение ежегодной  государственной пенсии в сумме 100 рублей.

Вторым священником служил Николаевский Стефан Павлович, тридцати одного года, сын священника, в 1905 году окончивший курс Пензенской духовной семинарии. С 1906 года – псаломщик Покровской церкви села Ельники, в 1909 году рукоположен во священники. Награжден медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых. 1613-1913».  Семья: жена – Елизавета Александрова, дети: сын Виктор (1910 г.р.)  и дочь Софья (1915 г. р.).

Диаконом был Кашин Василий Иванович, 1869 г. р., крестьянин села Ново-Ямская Слобода, окончивший Пензенскую учительскую семинарию.

 

В 1888-1901 годах работал учителем Ельниковской земской начальной школы. В 1903 году положен в диакона. В 1904-1907 годах – законоучитель Софьинской школы, отмечен Благодарственной грамотой епархиального учительского совета. Награжден медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых. 1613-1913».

Семья диакона состояла из жены Натальи Васильевны,  сыновей Александра и Владимира, дочерей Марии и Зинаиды.

Регентом церковного хора был Серьгин Иван Иванович. На фотографии он справа.

В церкви служили два псаломщика:  Златомрежев Александр Михайлович, 27 лет, награжден медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых. 1613-1913» и Викторов Константин Васильевич, сын священника.

В церкви регулярно велись метрические книги, состоявшие из трех частей: записей о рождении, о бракосочетании и о смерти. В записях о рождении указывались восприемники, то есть крестные родители новорожденного, которыми, как правило, становились близкие родственники. В третьей части указывались причины смерти.

 При церкви в 1915 году действовало два кружка и общество трезвости.

В сестричный кружок входили 12 женщин. Они следили за пением молитв и чтением богослужебных книг,  дважды в неделю убирали храм, собирали пожертвования для оказания помощи беженцам и занимались их благоустройством (шла мировая война, в Ельниках появились беженцы).

Члены кружка ревнителей веры и благочестия обучали прихожан священной истории и объясняли непонятные места священного писания. Кружок действовал с 1912 года.

Общество трезвости боролось с «бражкопитейством», при этом не только действовало убеждением и разъяснением вреда употребления спиртных напитков, но и подало несколько жалоб на шинкарщика, спаивающего население и нарушающего закон. Следует отметить, что накануне Первой мировой войны действовало более 1800 обществ трезвости, пропагандировавших трезвый образ жизни. 19 июля 1914 года в Российской империи был введен «сухой закон», торговля спиртным была запрещена, а склады с алкоголем были опечатаны. За самогоноварение установлено наказание – 5 лет тюрьмы и поражение в правах на 1 год.

«Ведомости» содержат сведения о числе детей, обучающихся в земских школах на территории прихода (соответственно мальчики и девочки): Ельниковская – 170 и 115, Софьинская – 60 и 19, Александровская – 53 и 17.

«Клировные ведомости» за 1915 года были одними из последних в истории Преображенской церкви. В 1917 году после прихода к власти большевиков церковь были отделена  от государства, начались гонения на служителей религиозного культа. Несмотря на такое положение, в 1917 г. Кашин Василий Иванович стал священником и оставался им до 1929 года.

Как сложилась судьба ельниковских священнослужителей при новой власти? В 1920 году Викторов С. П., Викторов К. В. и Кашин В. И. были лишены избирательного права. Дальнейшая судьба первых двоих неизвестна, удалось узнать только о Кашине Василии Bвановиче. 1 марта 1930 года Тройкой при ПП ОГПУ Средневолжского края он был осужден по ст. 58-8, 58-10 к трем годам ссылки. К заболевшему мужу по месту ссылки уехала его жена Наталья Васильевна.  Чужбина словно подтачивала силы священника, он умер 3 декабря 1931 года в деревне Покровско-Березовка Телегинского района Пензенской области в возрасте  62 лет. Проводив мужа в последний путь, Наталья Васильевна вернулась в Ельники. В пути заболела тифом, вскоре не стало и ее.

По свидетельствам старожилов семья священника Николаевского  С. П. покинула Ельники в конце 1920-х годов. Виктор, сын Степана Павловича, оставил большой след в истории нашего села. Он первым из ельниковцев приобрел фотоаппарат и перед отъездом оставил своему товарищу Шебардину Никите стеклянные фотонегативы, в том числе и негатив со снимком Преображенской церкви. Никита бережно хранил эти сокровища, делал  с негативов фотографии, которые ныне входят в экспозиции Ельниковского краеведческого музея и республиканских музеев.

Время многое расставило по своим местам. 2 ноября 1988 г. Кашин В. И. был реабилитирован. Семье священника пришлось покинуть Ельники, но в памяти его потомков навсегда остается их родина. В Казани живет Ольга Дмитриевна Лукшина (1926 г. р.), внучка Василия Ивановича. О Ельниках она всегда говорит с большим волнение и трепетом. Несмотря на солидный возраст, она дважды побывала на ельниковской земле, откуда была увезена ребенком. Имя дедушки, верой и правдой служившего ельниковскому народу,  для нее свято. Такие же чувства испытывает и Пастушенко Наталья Тимофеевна, еще одна внучка, живущая в Одессе.

Преображенская церковь была  разрушена в 1936 году, но неподалеку от того места, где она стояла несколько столетий, воздвигнут новый храм, который, как и прежде, является  для ельниковцев духовным центром.

Е.В. Никишова, Т.А. Шашанова. Ельниковский историко-краеведческий музей

1 из 8
2 из 8
3 из 8
4 из 8
5 из 8
6 из 8
7 из 8
8 из 8