Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
Разъяснения законодательства на ...

Разъяснения законодательства на темы: ответственность за повреждение и уничтожение лесных насаждений, о государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан, в каких случаях работодатель может перевести работника на дистанционную работу без его согласия?, отпуск для многодетных родителей, за отказ в предоставлении гражданам медицинских документов предусмотрена административная ответственность, оплата труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, оплата труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, федеральная служба исполнения наказаний наделена новыми полномочиями в отношении лиц, освободившихся досрочно от отбывания наказания, инвалиды через электронный каталог будут знать о полагающихся им технических средствах реабилитации, а оплатить их можно электронным сертификатом, правительством ужесточены требования к детским лагерям, ответственность за оставление ребенка дома без присмотра, стимулирующие выплаты в составе заработной платы

Ответственность за повреждение и уничтожение лесных насаждений

В связи с наступлением пожароопасного периода в лесах прокуратура района предупреждает о необходимости неукоснительного соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой строгую ответственность.

Законодателем предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в том числе в условиях особого противопожарного режима; выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам; нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусмотрена уголовная ответственность по ч.ч. 1 и 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ. Так, по ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса РФ может быть назначено наказание в виде штрафа от 200 тыс. до 400 тыс. рублей, обязательных работ до 480 часов, исправительных работ до 2 лет, принудительных работ до 3 лет, лишения свободы до 3 лет. Более строгое наказание предусмотрено, если в результате деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса РФ, был причинен крупный ущерб.

В случае умышленного поджога лесных насаждений деяния виновного будут квалифицированы по ч. 3 или ч. 4 ст. 261 Уголовного кодекса РФ и наказываются штрафом до 1 млн. рублей и лишением свободы до 8 лет со штрафом до 500 тыс. рублей. Если же лесным насаждениям причинен крупный ущерб, то размер штрафа составляет 3 млн. рублей, а срок лишения свободы – 10 лет со штрафом до 500 тыс. рублей.

Крупным ущерб признается, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений превышает 50 тыс. рублей.

 

О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан» введены дополнительные меры поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан в 2021 году.

Так, в целях частичной компенсации затрат на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан предусмотрено предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2021 году субсидий из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Субсидия предоставляется при условии трудоустройства безработных граждан, которые были зарегистрированы в качестве безработных в органах службы занятости по состоянию на 1 января 2021 года, являлись безработными на дату направления органами службы занятости для трудоустройства к работодателю и на дату заключения трудового договора с работодателем не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применяли специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных безработных граждан, соответствующих указанным критериям, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.

 

В каких случаях работодатель может перевести работника на дистанционную работу без его согласия?

В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник без его согласия может быть временно переведен на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления. Соответствующие положения закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

При этом работодатель обеспечивает работника, временно переведенного на дистанционную работу по инициативе работодателя, необходимыми для выполнения этим работником трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами либо выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, возмещает расходы, связанные с их использованием, а также возмещает дистанционному работнику другие расходы, связанные с выполнением трудовой функции дистанционно. При необходимости работодатель проводит обучение работника применению оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, рекомендованных или предоставленных работодателем.

О нарушениях трудовых прав необходимо сообщать в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия, прокуратуру или обращаться в установленном порядке в суд.

 

Отпуск для многодетных родителей

Федеральным законом от 09.03.2021 N 34-ФЗ, который начнет действовать 20.03.2021, внесены изменения в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующую очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей.

Теперь работникам с тремя и более детьми до 18 лет разрешено брать ежегодный отпуск в любое удобное для них время.

Ранее такое право предоставлялось многодетным родителям только при условии, что все дети младше 12 лет.

 

За отказ в предоставлении гражданам медицинских документов предусмотрена административная ответственность

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 8 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» максимальный срок выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них с момента регистрации в медицинской организации запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

За неправомерный отказ в предоставлении гражданину медицинских документов статьей 5.39 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Так, согласно статье 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

Оплата труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет

Порядок оплаты труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, регламентируется статьей 271 Трудового кодекса Российской Федерации и зависит от системы оплаты труда.

При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а работодатель за счет собственных средств вправе производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может установить для них за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы. При этом, оплата труда несовершеннолетних, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

 

Федеральная служба исполнения наказаний наделена новыми полномочиями в отношении лиц, освободившихся досрочно от отбывания наказания

Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) теперь контролируют поведение лиц, освобожденных условно-досрочно из колоний.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2021 № 119 внесены изменения в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Федеральная служба исполнения наказаний определена специализированным государственным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказаний.

Согласно нововведениям, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции осуществляют контроль за лицами, которые по решению суда вышли из мест лишения свободы раньше положенного срока.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами сотрудники уголовно-исполнительной инспекции теперь осуществляют контроль за поведением осужденных, исполнением ими обязанностей, возложенных решением суда, а также оказывают помощь в рамках имеющих полномочий в решении вопросов трудоустройства, оформления документов, жилищных и иных проблем.

Ранее сотрудники уголовно-исполнительной инспекции отслеживали только условно осужденных.

 

Инвалиды через электронный каталог будут знать о полагающихся им технических средствах реабилитации, а оплатить их можно электронным сертификатом

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 № 695 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части использования электронного сертификата.

Так, в стране решено ввести электронный сертификат на приобретение отдельных товаров, работ и услуг. В частности, с 26.09.2021 инвалиды и пострадавшие на производстве застрахованные лица смогут оплачивать им технические средства реабилитации. Соответствующие заявления и документы можно подать через Единый портал государственных услуг.

Также предусматривается ведение электронного каталога технических средств (изделий), который обеспечит информирование инвалида о размере компенсации за самостоятельное приобретенное им техническое средство, предельной стоимости и о плате за услуги по ремонту. Вести каталог уполномочен Фонд социального страхования.

Данное постановление, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 26.09.2021.

 

Правительством ужесточены требования к детским лагерям

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления» установлены требования к антитеррористической защищенности детских лагерей.

Согласно нововведениям все лагеря будут разделены на четыре категории в зависимости от количества отдыхающих в смену и уровня безопасности в регионе.

Так, лагеря 4 категории будут проводить антитеррористические учения, иметь пропускной режим, тревожную кнопку, схему эвакуации и план действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Лагеря 3 категории дополнительно будут оснащены системами видеонаблюдения, охранными сигнализациями и металлоискателями.

Лагеря 2 категории дополнительно будут иметь контрольно-пропускные пункты при входе на территорию.

Лагеря 1 категории, помимо указанных мер, будут охраняться частными охранными организациями, подразделениями войск национальной гвардии иди ведомственной охраны.

Категорию лагеря определят комиссии в составе представителей региона, муниципалитетов, территориальных органов Росгвардии и МЧС, экспертов в области безопасности. Каждый лагерь должен будет иметь паспорт безопасности. Установлены его форма и правила ведения. Вместе с тем, новые требования не распространяются на лагеря, которые охраняются войсками нацгвардии (например, «Артек»), а также на лагеря, организованные школами во время каникул. Кроме того, под них не попадают туристические слеты, спортивные соревнования и сборы продолжительностью до 7 дней.

 

Ответственность за оставление ребенка дома без присмотра

В последнее время участились несчастные случаи, где жертвами становятся несовершеннолетние, которых родители в силу беспечности оставили без присмотра на улице либо дома.

Вместе с тем, родителям стоит помнить, что на них законом возложена обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Положения об этом закреплены в статье 38 Конституции Российской Федерации, а также статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Для лиц, которые заведомо оставили без помощи ребенка, оказавшегося в ситуации, представляющей опасность для его жизни или здоровья, и не имеющего возможности самостоятельно справиться с этой ситуацией, принять меры к самосохранению в силу различных причин, в том числе, по малолетству, болезни или вследствие своей беспомощности, законодателем установлена уголовная ответственность. Такое деяние может быть квалифицировано как преступление, предусмотренное статьей 125 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Это касается тех случаев, когда родитель, иной законный представитель имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребенку, но не сделал этого, либо сам поставил ребенка в опасное для жизни и здоровья состояние.

За совершение указанного преступления санкцией статьи 125 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до одного года.

Следует помнить, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (статья 77 Семейного кодекса РФ Российской Федерации).

Также в отношении таких родителей может быть поставлен вопрос о лишении их родительских прав (статья 69 СК РФ).

Кроме того, за неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрена административная ответственность по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Стимулирующие выплаты в составе заработной платы

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) закреплено понятие заработной платы как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты.

Согласно указанной статьи ТК РФ к стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

В соответствии с частью 2 статьи 135 ТК РФ указанные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Доплаты и надбавки стимулирующего характера могут устанавливаться работнику, в частности, за более высокую квалификацию. Например, если работнику присвоена ученая степень или он имеет документ об успешном прохождении курсов повышения квалификации. Значительный опыт работы также может служить основанием для назначения надбавки.

Доплаты и надбавки могут выплачиваться как в конкретной денежной сумме, так и в определенном проценте от оклада.

Премия также является частью заработной платы. Согласно части 1 статьи 191 ТК РФ премирование представляет из себя один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности.

Особенности премирования у конкретного работодателя устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (например, положением о премировании) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом сроки выплаты премий, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут устанавливаться, в частности, локальным нормативным актом.

Кроме того, положением о премировании работников (либо иным локальным актом) могут быть предусмотрены условия лишения или снижения премиальных выплат.

1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7