Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
27 января – День воинской славы ...

27 января – День воинской славы России Полное снятие блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944-го. 18 июля 1941 года в Ленинграде был введён отпуск продовольствия по карточкам, хлеб выдавался ежедневно, остальные продукты – один раз в 10 дней. Норма хлеба составляла: служащим, иждивенцам и детям – 125  граммов хлеба, рабочим и инженерам – 250. Хлеб состоял из пищевой целлюлозы, жмыха, хвои, ржаной муки.

 

В блокадном городе

 

Накануне войны в Ленинграде и его окрестностях оказались наши земляки, уроженцы Ельниковского района. В блокадном кольце они испытали, как и все ленинградцы, мучения голодом и холодом. Расскажем о некоторых из них.

Семья Шехмаметьевых переселилась в Ленинград из Лобановки в конце 1920-х годов. В 1929 году третьим ребёнком в семье родился сын Абидулла. Много лет спустя его рассказы о блокадном Ленинграде записала Кремчеева Альфия: «Известие о войне встревожило горожан, но паники не было.  Сидеть, сложа руки и рыдать, было нельзя, надо было думать о дальнейшей жизни. На фронт стали забирать мужчин. Пришла повестка и отцу Абидуллы. Как помнит Абидулла Мубинович, отец подозвал к себе всех троих детей, поцеловал их на прощание и благословил. С тех пор они его больше никогда не видели.

Когда начались обстрелы и бомбардировки города, семью Шехмаметьевых переселили в кирпичный дом напротив - там было безопаснее. Первое время у людей был страх. Они старались, как можно реже, выходить из дома, но запасы еды заканчивались. И голод победил страх.

Чтобы хоть что-то заработать, Абидулла помогал заделывать разбитые во время бомбёжек магазинные окна. За это ему давали 100 граммов хлеба. Был и ещё один способ немного заработать. Их деревянный дом разбомбили, и от него остались одни щепки. Абидулла собирал эти щепки и обменивал их на крохотные кусочки хлеба, так как помимо голода людям грозил ещё и холод.

Мать троих детей тоже не сидела без дела. Она ходила на рынок, чтобы поменять на еду какие-то вещи. Однажды она ушла с последней подушкой. С рынка принесла, вся сияя, кусок то ли кожи, то ли шкуры. И дети радовались удачному обмену - этот кусок целую неделю вываривали на бульон.

Старшему брату Абидуллы однажды посчастливилось. Ему каким-то чудом достался чугун с полусгоревшей рисовой кашей. Он ел жадно, по одному зёрнышку. Абидулла упрашивал брата дать и ему хоть немножко, но тот его как будто и не слышал. Всё-таки жалобные мольбы и слёзы братишки разогрели сердце старшего брата, и он дал младшему немного этой каши».

Летом 1942 года семье Абидуллы посчастливилось. Наконец-то для неё нашлось место на судне, перевозившем истощённых ленинградцев по Ладоге на другой берег.  Едва отплыли, как налетел фашистский самолёт и начал сбрасывать бомбы. Им повезло - бомбы падали вдалеке, и пассажиры благополучно добрались до берега. Потом их куда-то повезли на машинах. Люди не спрашивали - куда, лишь бы подальше от того ужаса, который был в городе. Наконец их привезли на какую-то железнодорожную станцию. Так и ехали, от станции к станции. Последняя - Торбеево в Мордовии. Чтобы добраться до Лобановки, мать отдала шофёру своё последнее сокровище, золотые серёжки.

На кирпичном заводе им. Свердлова (в настоящее время - Всеволожский район Ленинградской области) работали надеждинцы Богатырёвы: Пётр Семёнович и его жена Ольга. В конце 1940 года к ним приехала Богатырёва Пелагея Ивановна с шестью детьми (жена Власа, брата Петра Семёновича). Старшие дети стали работать на заводе. Пелагея находилась при детях, жила семья в бараке. Началась война, Пётр Семёнович был призван в первые дни войны и погиб под Синявино в сентябре 1941 года.

Кирпичный завод к концу лета перестал работать. Богатырёвы голодали, младший сын Пелагеи Ивановны умер, дочка Петра Семёновича Маша находилась в состоянии крайнего истощения. Но им было суждено жить — по льду Ладожского озера они были вывезены на «большую землю», и с большим трудом они добрались до родных мест.  

Сотни уроженцев Ельниковского района защищали Ленинград с оружием в руках. Следует отметить, что солдаты тоже получали скудные пайки и хронически недоедали, умершие предавались земле на Пискарёвском кладбще, как и погибшие в боях.

Атонов Иван Константинович (1916, с. Краснофлотец) служил в 351 зенитном полку, погиб от сквозного ранения в голову 5 сентября 1941 года, похоронен на Пискарёвском кладбище в Ленинграде.

Горюнов Пётр Иванович (1906, д. Муравлянка), стрелок 106 пограничного полка, умер от истощения 22 марта 1942 года, похоронен на Пискарёвском кладбище.

Романцов Иван Павлович (1914, с. Стародевичье) служил фронтовым шофёром,  возил продовольствие в осаждённый врагом город. Солдатский паёк был настолько малым, что от истощения у него не хватало сил, чтобы подняться в кабину и сесть на сидение. Тогда Иван  Павлович привязал к рулю ремень и с его помощью садился за баранку. 

 

Участники снятия блокады

 

В январе — феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию в результате которой противник был отброшен на 220—280 километров от южных рубежей города. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В боях по снятию блокады Ленинграда участвовали:

Адмаев Илья Андреевич(1924-1964, Ст. Пичингуши), телефонист взвода управления 1-й батареи 184-го армейского миномётного полка Ленинградского фронта, проявил мужество в первые дни боёв за переправу на реке Нарва в феврале 1944 года. В ходе боя выбыли из строя все связисты, Адмаев оперативно подготовил замену и восстановил связь, лично устранил 18 порывов связи. Награждён двумя медалями «За отвагу» и медалью «За оборону Ленинграда».

Бекишев Иван Гаврилович (1909, Новоникольское), пулемётчик  1254 стрелкового 378 сд Волховского фронта. Награждён медалью «За отвагу». Из наградного листа: «При прорыве переднего края обороны противника в районе д. Теремец Ленинградской области 14 января 1944 г., действуя ручным пулеметом, не отставал от наступающей пехоты, подавляя огневые точки противника».

Белоусов Дмитрий Егорович (1910, Ельники), гвардии лейтенант, командир стрелкового взвода 129-го гвардейского стрелкового полка, в бою получил проникающее осколочное ранение левой части грудной клетки. Умер от ран 16 февраля 1944 года, похоронен на Пискарёвском кладбище, индивидуальная могила №9872.

Голубятников Григорий Ефимович (1915, Ельники),  стрелок 173 отдельной разведывательной роты 109 сд 2-й Ударной армии, награждён медалью «За оборону Ленинграда». Погиб в начале февраля 1944 г.  в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции под Ленинградом.

Курмаев Лазарь Лукьянович (1909, Мельсяны) - краснофлотец, комендор-наводчик, балочный и снарядный 1112 батареи 405 жда дивизиона Ленинградского фронта. Награждён медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».

Лукашин Михаил Дементьевич (1899, Ельники), рядовой, пулемётчик ручного пулемёта 247 отдельного пулемётного артиллерийского батальона 79 УРа Ленинградского фронта, награждён медалью «За оборону Ленинграда». Умер в ЭГ №1599 1 апреля 1944 года от ран,  полученных в бою.

Раков Алексей Данилович (д. Будаево) – служил в Ленинграде, нёс сторожевую службу по охране мостов через Неву.

Сидорин Михаил Николаевич (1902, Ельники) - санитар 141сп 42-й армии Ленинградского фронта. В феврале 1944 г. награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За отвагу». В наградном листе читаем: «В боях за населенные пункты Кирпузи и Ново-Котлино под сильным огнем противника вынес с поля боя 17 раненых солдат с их оружием». Михаил Николаевич погиб в октябре 1944 г., вынося раненого с поля боя.

Скобов Николай Семёнович (1921-1944, Новоникольское), лейтенант, командир взвода связи стрелкового батальона 450 сп 265 Выборгской сд, в феврале 1944 года награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Ценой неимоверных потерь и усилий жители Ленинграда и его защитники, солдаты и офицеры,  выстояли и не пустили врага в город. Будем помнить об их подвиге и передавать эту память из поколения в поколение.

Е. Никишова, Т. Шашанова, музей.

1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7